Безумная любовь мужа и сыновей не защитили актрису от страшной болезни
Пройдут годы, душа привыкнет к боли, но Сергей Газаров не перестанет избегать вопросов о жене. Но однажды скажет на расспросы журналистов: «Она все время летала, — было такое ощущение».
Как стать королевой
Родители Ирины Метлицкой рано разошлись, и мама увезла ее из родного Северодвинска в Минск. Началась сложная, неустроенная жизнь, скитания по съемным квартирам. Ирина знала, что другие девочки живут не так, и вела себя так, чтобы ее не жалели, а недолюбливали. Держалась замкнуто, отстраненно, даже надменно. Прямая спина, спокойный взгляд — эту маску Снежной Королевы Ирина будет носить всю жизнь.
Эту маску Снежной Королевы Ирина будет носить всю жизнь.
Она с раннего детства была целеустремленной, любила преодолевать себя и решать сложные задачи. Училась в физико-математической школе, побеждала на разных математических олимпиадах. Рано стала думать о том, как выстроить свое будущее. Планировала так: учеба на физико-математическом факультете, интересная работа, наука. О принце и других девчачьих глупостях Ирина не думала.
Расписание на послезавтра
Расписание на послезавтра (1978)
Так бы все и было, но однажды к ним в школу пришел режиссер «Беларусьфильма» Игорь Добролюбов: он искал актрису для «Расписания на послезавтра». Он пригласил Ирину на съемки. Режиссер не ошибся — оказалось, что у Метлицкой незаурядное актерское дарование. В этом фильме она играла вместе с Маргаритой Тереховой и Олегом Далем. Молчаливая девочка никому ничего не сказала, но она заболела кино. План жизни пришлось переписывать заново.
План жизни пришлось переписывать заново.
Ирина привыкла делать все как следует: к поступлению в Щукинское училище надо было готовиться. Но это был выпускной класс, времени не оставалось. Она легко поступила на физмат местного университета, и проучилась там год, параллельного готовясь к «Щуке». А потом забрала документы и уехала в Москву.
В «Щуку» поступила легко, даже играючи. Училась, как делала все — на совесть, изо всех сил. Получала повышенную стипендию, на нее и жила. На четвертом курсе начала играть в «Современнике» — для студентки это была большая честь и огромное достижение.
На их актерском курсе две красавицы — Ирина Метлицкая и Нина Дворжецкая
Считалось, что на их актерском курсе две красавицы — Ирина Метлицкая и Нина Дворжецкая. Парни ходили за ними табунами. Но Нина рано начала встречаться со своим «Дворжиком», а Ирина даже не замечала поклонников: учеба и работа в «Современнике» не оставляли на романы времени и сил.
Встреча с Виктюком
Москва. 1 ноября 1992 г. Сцена из спектакля по произведению В. Набокова в постановке режиссера Романа Виктюка. В ролях (слева направо): Неизвестный — Сергей Виноградов, Лолита — Ирина Метлицкая, Куилти — Сергей Маковецкий. Театр имени Моссовета.
Сильные люди часто выглядят баловнями судьбы. Кажется, что они ни в чем не сомневаются; что у них гораздо больше сил, чем у обычных людей, и поэтому все само идет к ним в руки, только бери… Так и Метлицкая — расхохоталась однажды в очереди в буфете «Современника», на нее обернулся модный режиссер Роман Виктюк и застыл, пораженный: не актриса, а солнечный луч! Подошел, предложил играть в своих спектаклях, она без колебаний согласилась.
Виктюк застыл, пораженный: не актриса, а солнечный луч!
Ирина искренне восхищалась талантом Виктюка, его режиссерским мастерством, и, как верный рыцарь, скиталась вместе с «бездомным» Виктюком по всем театрам… Но когда она, взрослая женщина, гениально сыграла у него Лолиту, все признали: Ирина всегда была звездой, Виктюк просто помог ей засиять.
В кино ее заметили после роли учительницы в «Куколке», а потом были Ольга в «Палаче», Анна в драме «Роман «alla russa»», работа в фильме «Любовь, предвестие печали», и другие роли загадочных, хрупких, но бесконечно сильных женщин.
Счастье
Все, что было у Ирины в жизни, далось ей неимоверными усилиями — все, кроме любви. Любовь пришла сама. Было так: актер Сергей Газаров стоял на балконе и смотрел, как по улице шла высокая и очень красивая девушка: как будто не касалась земли, как будто летела невысоко над ее поверхностью. Сергей наклонился посмотреть получше и чуть не свалился вниз…
Сергей наклонился посмотреть получше и чуть не свалился вниз…
Потом были совместная работа в «Современнике». Лия Ахеджакова рассказывала: обычно холодные, глаза Ирины просто светились от счастья. А Сергей любил ее просто безумно, всем сердцем.
Сергей Газаров и Ирина Метлицкая прожили вместе 14 абсолютно счастливых лет. Один за другим родились у них мальчишки. Бывает так: к людям просто приходит счастье, как награда за верность, за умение ценить друг друга. Такое счастье ужасно больно, просто невозможно терять…
«Мухой за мороженым!»
Когда биопсия подтвердила страшный диагноз, Ирина с привычной ей стойкостью никому ничего не сказала. Коллеги подкалывали: «Поделись, на какой диете сидишь?». Она отшучивалась, продолжала работать. Сергей искал по всему миру самых лучших онкологов, возил жену к врачам в Париж.
Сергей искал по всему миру самых лучших онкологов, возил жену к врачам в Париж.
Она перенесла две операции. Однажды сказала подруге: если выживет — уйдет из профессии, будет заниматься другими вещами, настоящими, духовными.
Ластик беспощадной болезни постепенно стирал Ирину — она лишилась своих золотых волос, страшно похудела, потускнел знаменитый лучистый взгляд. Остался только стальной характер. Перед смертью, уже не вставая с постели, Ирина попросила купить ей мороженого. «У тебя же еще пневмония, нет!», — ответили близкие. Ирина окинула их своим знаменитым надменным взглядом и четко, хоть и из последних сил, произнесла: «Я. Хочу. Мороженого. Чтоб мухой сгоняли!».
«Я. Хочу. Мороженого. Чтоб мухой сгоняли!».
Ирина Метлицкая не дожила и до 36 лет. Ее муж был просто раздавлен горем. «Серега был весь черный», — вспоминал те дни Евгений Дворжецкий. Мальчикам было тяжело без мамы, особенно младшему: он все время неосознанно искал ее в других женщинах, не отлипал от воспитательницы в детском саду.
До сих пор они не могут смотреть фильмов с участием Ирины, не могут смотреть на нее — такую красивую, невероятную…
Расписание на послезавтра (1978)
Не забудьте выключить телевизор (1986)
Радости земные (1988)
Мелодрама с покушением на убийство (1992)
Роман alla russo (1993)
Черная вуаль (1995)
Фото: Legion media, Persona Stars, А. Морковкин/ТАСС